Как помочь ученикам в процессе подготовки к ГИА
В процессе обучения и при сдаче
экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того,
что надо делать, и, во-вторых, умение это делать.
Учителям, помня о том, что «нельзя
научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые
технологии в систему обучения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий
позволят учащимся в ходе сдачи ГИА реально повысить балл. Зная типовые
конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на
понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие
психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
При этом основную часть работы желательно
проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при
сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально
напряженных, как сдача ГИА.
Психотехнические навыки, полученные
учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к
сдаче ГИА, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена,
способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в
решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Важно репетировать еще и потому, что в
психологии известен такой факт: если запоминание информации и
ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет
более успешным.
Преподаватели обычно объясняют провал на
экзамене низким уровнем знаний ученика. Да, хорошее знание материала
необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать.
Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем
не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная
вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до
экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться
психологические тренинги и специальные консультации для родителей. Но и у
учителей есть возможность научить учеников справляться с излишним волнением
при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?
1. Если накануне экзамена ученик
постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о
плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и
удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого
будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на
место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются
уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном
провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное
напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно
впереди ждет неудача.
2. Если волнение все же не покидает
выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная
задача - как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением
вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас
обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати,
если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и
хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим
ответам.
3. Если учащийся заранее
рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не
выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже
сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется
хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость,
объективность и беспристрастность.
4. А помните ли вы, как учили
материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения
знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими
учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в
рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших
выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.
5. Используйте при подготовке такой
прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не
переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала.
Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте
времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники
хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них
деятельность.
6. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем покажите (или расскажите) их учащимся. Можно включать эти упражнения в структуру урока, используя их для настроя класса перед контрольными работами.